Мы идем в горы!!!

Итак, на 2️⃣ день нашего активного путешествия, мы выдвинулись в сторону горы Оштен. Поход, напомню, был двухдневным.

В первый день нам предстояло пройти 6 километров до первого привала, где наша группа должна была перекусить, дождаться вторую группу, стартовавшую позже и разделится: часть вернулась обратно, а остальные пошли вперёд к приюту заповедника, где мы предполагали заночевать.

Непривычные рюкзаки за спиной и набор высоты давал о себе знать. Но Эдик очень умело ввел нас вперед. Постоянно рассказывая истории, отвлекая нас от тяжести ноши и пути. Постоянно отслеживая движение всех участников в группе (а среди нас был один мальчишка 7 лет и моя дочь, которой хоть и исполнилось 16, но она явно не родилась семье горной козочки 🙂

Постепенно мы дошли до места вышки сотовой связи МТС, где наша связь с миром должна была закончится. и дальше шла скала Нагой-Кош, где и состоялся наш привал.

Красота неописуемая! Стоишь на краю скалы, а впереди раскинулись долины, поселения в ущельях, видны горные хребты и пики.

Правда, очень смущал ветер! Он был сильный!

Пока мы ждали вторую группу для «передачи» трех человек из нашей группы, Эдик хотел «поработать» с моим страхом высоты. Но этот пронизывающий ветер был слишком сильный, что делало пребывание рядом с обрывом небезопасным.

Поэтому мы просто гуляли по небольшому участку скалы:

• слушали рассказы нашего инструктора о флоре и фауне Кавказского заповедника, в основном о зубрах, которые практически были уничтожены во время неограниченной охоты 1980-хх и о пяти ягуарах, которых несколько лет назад завезли для разведения в заповедник,
  • наблюдали за птицами — представителями семейства соколиных, облетающих с инспекцией свои территории,
  • рассматривали снежники — неподвижные скопления снега в горах, которые могут не таять в течение всего года. Это интересный феномен объясняется очень просто: снежники — это места над глубокими ямами, карстовыми воронками, иногда до 2 км глубиной. Если все же так случается, что снежник полностью тает, то на его месте остается или глубокая яма — карстовая воронка (если снежник был высоко) или небольшое озерцо, заполненное водой (если снежник был в долине).
  • и просто сидели и лежали на траве, вдыхая чистый воздух полной грудью…

Но вот, вдали показалась вторая группа, все формальности по передаче туристов были соблюдены (пост сдал — пост принял 🙂 ) и мы довольно бодро и быстро зашагали по плато Лаго-Наки, слушая романтическую историю любви местных Ромео и Джульетты: юноши Лаго и девушки Наки, которые, спасаясь от преследования своих семей, бывших против их отношений, спрыгнули с плато в обрыв и разбились. Вторая же версия, более оптимистичная, говорит, что у них были парашюты и они приземлились в ближайшем ущелье и жили долго и счастливо!

В моем рассказе будет много превосходных эпитетов горам, потому что иначе очень сложно описать красоту альпийских лугов плато, обрывистость и крутизну скал, глубину карстовых воронок, сыпуху и неустойчивые валуны под ногами.

Мы шли и шли, оставшиеся 6 километров до приюта, вдыхая в себя красоту, фотографируя местные растения и цветы, которые не смотря на август, радовали глаза разнообразными красками, наблюдая стада лошадей с лоснящимися боками и длинными хвостами и гривами, и просто чувствуя простор всеми клеточками наших тел.

Высота становилась все выше. Солнце опускалось все ниже. День клонился к закату. А впереди еще была дорога.

Ноги, не смотря на остановки на отдых, начали уставать. Не было понимания, что всего 12 километров (разве это расстояние для тех, кто любит гулять?!) Было желание просто замедлится и идти неспешно.

Наша группа была в основном мужская (почему все пишут о дефиците мужчин???!!) у нас было 6 мужчин и 4 представительницы прекрасного пола.

И когда наше, как я называю «слабое звено», взмолилось о снижении скорости, инструктор удивился и сообщил, что мы уже на месте!

Как оказалось (и это понимание пришло гораздо позже!!!), основная его задача была доставить нас в приют как можно раньше, чтобы группа не только успела приготовить ужин, поесть, но и как следует отдохнуть перед восхождением на пик Оштена на следующий день.

Чем я люблю такие походы: в них можно увидеть «кто чего стоит» очень и очень быстро. Как человек ведет себя в группе посторонних, да и не только посторонних, а и близких, готовность прийти на помощь и взаимовыручка, готовность помогать слабым или бег «по головам». Видно, что элементарные вещи, такие как готовка и мытье посуды кому-то легко и непринужденно, а кому-то так «в лом», что даже за собой убрать не готов, не говоря уже об остальных. Как-то я уже успела подзабыть об этом за годы цивилизованных поездок, а теперь слова Высоцкого «Парня в горы тяни, рискни..» я вспоминала и не раз.

Суп был сварен из подручных, принесённых с собой продуктов. Все очень просто, по-походному, но в то же время, мы, девушки, которые полностью завладели кухней, старались его сделать не только повкуснее, но и посытнее: тушёнка  была добавлена в лук и морковь при зажарке, а картофель дополнен минутным ролтоном, правда, без хим специй.

«Вот вы мне скажите, мужики!» — вопрошал, наблюдающий за нами главнокомандующий Эдик — «Как четыре женщины ещё не переругались на одной кухне?!»

«Это потому что кухня не наша, а твоя!!!» — шутили в ответ шестерым мужчинам девушки 😉

На самом деле могу сказать, что девушки хоть и были физически более слабым звеном в команде, но чувство плеча и локтя между ними было постоянным: понимание буквально с полувзгяда, ползвука, как будто мы не один год были в разведке 😂

Но вернёмся в Приют: чай заварен и настало время общения.

Так как мы оказались «неопытными походниками», ни один из нас не догадался захватить с собой какие-то игры (не повторяйте наших ошибок, возьмите с собой хоть карты, что ли!)

Но Эдик, генератор идей, быстро нашел выход из положения и вот мы уже играли в слова. Три часа пролетели, как один миг. И вот уже все слова отгаданы, а на часах только 21!

Но все помнили, что завтра — вершина, поэтому сон — лучшее лекарство.

Но кто не был в горах, тот не поймёт романтики звёздного августовского неба: она взяла за душу абсолютно всех, кроме Эдика (простим его за это: сон его срубил, гораздо раньше. Оказалось, наш инструктор — не железный робот!)

Ребята снимали небо на гаджеты, мы искали созвездия (кроме Большой медведицы и Стрельца, не нашли ничего и никого), рассматривали сумасшедше-прекрасный Марс (он был по прежнему на таком близком расстоянии к Земле, что был самым ярким и огненным на небосклоне), любовались Млечным путем…

Небо было большим, чистым и близким. В этот момент, как нигде и никогда я вдруг почувствовала себя песчинкой Вселенной…

Давно, очень давно я не спала в повалку на полу. Это было интересно и незабываемо:

Туристические пенки покрывали весь пол домика, их было ровно столько, сколько площади пола. Сверху бросили принесённые спальники, и разложились кто-как. По головой — свернутая флиска, на себя — тёплые спортивные штаны, в уши — беруши, на глаза — маску для сна, кто ее взял, конечно 😉 Луна была яркой и освещала комнату.

Не знаю как спали остальные, меня спасли беруши в ушах, пока все устраивались на жестком полу, привыкали к спальникам, к неожиданным соседям, я уже заснула.

Проснулась от толчка. И быстро стянув маску для сна, увидела ногу, чёрную ногу, перешагнувшую меня 🙄 (Кстати, с трудом добилась признания — кто же это бродил ночью, а то уж решила, что стала видеть параллельный мир 😂)

Когда зазвонил будильник, предварительно заведённый парнем из группы, Владом, на 5 утра, я взмолилась: «Ну пожалуйста, переставь его минут на 10-15!!! Так рано!!! Так все устали!!! Ну пожалуйста!!!»

Влад, спросонья, был неумолим и громогласно выдал: «Все равно уже все проснулись!»

Я все ещё продолжала просить, как вдруг меня озарило: «Мы же хотели встречать рассвет!» воскликнула я!!! 🤣🙈

Мой возглас прозвучал, как сигнал к побудке, и тут же весь домик и его обитатели закопошились, вылезая из спальников, собирая вещи, натягивая тёплые куртки и брюки и начали вываливаться из домика навстречу рассвету!

Буквально через считаные минуты дом опустел и в нем осталась только я! Вот уж не только слабое звено, но и капуша!!! Увы и ах, мне с утра надо 10 минут неги, чтобы встать:)))

Люблю рассветы и всегда встречаю их в любом месте миру, где доводится оказаться. Они всегда разные. И, знаю, что большинство рассветов дарит одинаковые фото, тем не менее, всегда их снимаю вновь и вновь!

Все фотографии в статье из личных архивов, архивов Никиты, Юлии Цветковой и Дмитрия Самохвалова

Начало истории можно прочитать:

Часть 1 (Встреча с Адыгеей)

Часть 2 (Каньон Мешоко)

Следущие:

Часть 4 (Оштен)

Часть 5 (Велотрип и рафтинг)

Часть 6 (Водопады и Орлиная полка)